В средние века на Руси выделился особый вид живописи, отображающий библейские темы – иконопись.
Люди видели в иконе не просто сюжеты из писания или лики почитаемых святых, а это было буквально олицетворением Бога, тонким проводником в высокий духовный мир.
Аутентичная самобытная живопись, сложный код символов и принятых канонов изображения святых – характерные черты древнерусских законов иконописи. До сих пор ценность старинных икон складывается не просто из художественной ценности созданного живописного изображения, а несёт в себе глубоко сакральный, духовный смысл. И именно поэтому русский человек так трепетно относится к иконам и одушевляет образы, запечатлённые на ней. Ведь именно иконе люди поверяли свои тайные желания и надежды, ей молились, прося о помощи, и обращались в самые тяжёлые времена.
Христианский мир посредством иконописи приоткрывал тайны бытия и основы мироздания, как единую иерархическую систему, подчинённую единому разумному существу – Богу. И именно в этом видели основу миропорядка и средство преодоления хаоса. Эта концепция прослеживается в структурах классических икон, где мир – олицетворял христианский храм, небо символизировало небосвод, обитель высшего разума и святых, архангелов, и целый космос. В русской иконописи присутствует своеобразная поэтизация божественного светлого космоса, противостоящего тёмным силам хаоса.
Центром любой иконы было человеческое начало: лик Христа изображался, как лицо красивого мужчины, ангелы, архангелы и даже высшее божество – Господь, все имеют человеческие облики и представлены сильными, возвышенными и прекрасными. Особое внимание уделялось глазам, выражению лица и эмоциям. Именно талантливая тонкая передача выражений лиц и точное изображение поз передавали посыл всего изображения.
Русским иконописцам удалось достичь таких высот, что созданные ими шедевры, как образы сияющей красоты, превратившись из предметов культа в историческую реликвию и особо чтимые иконы. Одним из ярких немеркнущих творений стала икона Донской богоматери «Умиление», написанная в конце 14 века Феофаном Греком или под его влиянием, передающая основы новгородских традиций иконописи.
Русским иконам присуще пленительное изящество, продуманные композиции и общий гуманизм самой идеи христианской религии. Символизм иконописи нёс идею скрытого глубоко смысла за внешней привычной оболочкой. Но такое восприятие икон усложняет их понимание и затрудняет их однозначную трактовку. Каждая икона – это произведение искусства, отражающее конкретное историческое событие или значимую персону. Но при этом в каждой иконе заложен свой подтекст, несущий собственный смысл, проникающий в душу смотрящего верующего человека.
Икона была культовым предметом, занимающим самые главные и значимые места в храме.
Иконопись почиталась, как самое высокое искусство, а иконописцы пользовались огромным уважением. Ведь чести написать икону удостаивались только избранные художники, прошедшие специальное обучение, и соблюдающие все обряды и посты, предшествующие созданию божественного сюжета. Все иконописцы строго соблюдали выработанный регламент и писали свои произведения, чётко придерживаясь установленных канонов. Именно поэтому в разные времена и совершенно разными авторами были написаны иконы на похожие сюжеты и в узнаваемых облачениях. Единственно, что мог позволить себе художник – это подобрать собственный колорит и построить изображение в определённых, характерных именно ему цветовых сочетаниях.
Но даже ограниченные такими строгими рамками, талантливые художники прошлого создали огромное наследие уникальных образов, наполненных личным восприятием, переосмыслением и обогащённых собственной манерой живописи. Допускалась графическая метафора и поэтизация образов. Особое значение придавалось композиции – где строго пирамидально размещались высшие ярусы бытия, главенствую над всем земным и преисподним, размещавшимся в самом низу икон. Сильным инструментом в передаче общей идеи было мастерство использования цвет, тона и умение смешивать краски, наносить их слоями. Именно поэтому краски на иконе завораживают своим неземным сиянием и доставляют огромную радость душе верующего человека и любого, кто имеет возможность полюбоваться на икону в живую.
За это так высоко ценится русская икона во всём мире и так дороги нам дошедшие до нашего времени авторские образцы художественной иконописи.
До нас дошли образцы изобразительного искусства нескольких школ иконописи. Выделяют три крупных течения:
В других городах тоже были свои талантливые художники, но созданные ими отдельные произведения не стали поворотными вехами в русской иконописи.
Интересно, что среди святых было много иконописцев и мало писателей.
Одной из самых значимых школ иконописи считается новгородская. Расцвет иконописи там совпал с экономическим ростом новгородского княжества, формированием уникального республиканского строя с избираемым архиепископом и шумными вече. Именно в этот период помимо фресок развивается новый вид искусства – иконопись. Потому что икона стала более доступной: её можно было заказать, её можно было носить и брать с собой в походы, ею благословляли на брак, крестили и отпевали в последний путь. И кону могли купить даже не очень богатые люди.
В Новгороде сложился собственный художественный язык с яркой красочностью и своеобразным простодушием, некоторой наивностью. Но есть связь с византийским искусством в их художественной интерпретации образов.
Для новгородской школы было характерно завязывать композицию на противопоставлении больших форм мелким и использовать локальные цвета. Все элементы изображения между были согласованы, часто симметричны и имели пирамидальную структуру. До нас дошли двусторонние таблетки – круглые иконы, написанные для использования в служениях по праздникам.
Псковская школа иконописи за базу взяла традиции, разработанные новгородцами, но псковские художники внесли свой весомый вклад и создали собственный псковский стиль. На их манеру письма, выбор колорита и технику передачи сюжета повлияли территориальная обособленность Пскова, соседство с другими государствами, угроза военных конфликтов и опасность вторжений, а также собственная смелость художников.
Для псковской иконы сложился свой иносказательный язык: неустойчивая композиция, часто ассиметричная, с неточным рисунком. Но это имеет своё очарование и передаёт суть человеческого существования и бренность бытия.
Помимо этого, псковская икона отличается экспрессией, и импульсивной формой трактовки сюжета и внутренним напряжением образов.
Колорит всегда очень сочный, бархатистый и даже мрачный. Любимые цвета псковских иконописцев – изумрудный, тёмный, доходящий до черноты зелёный и насыщенный вишнёвый тон. А также спектр оранжевых и красных оттенков. Фоны были в золотистой или жёлтой гамме.
Золотой цвет использовался в графической прорисовке складок одежды, чтобы придать сияние и ощущение мерцания образу.
Псковская школа сохранилась до начала 17 века.
Московская школа сформировалась позже других. Но именно здесь появились шедевры иконописного искусства и мастера достигли самой вершины.
Храмовые художники-монахи применяли Владимиро-Суздальские традиции. Политический передел власти и возросшее влияние Москвы дало старт духовной и государственной гегемонии. Это отразилось и в изобразительном творчестве. На основе лучшего из владимирских традиций, возник новый художественный синтез византийских, южнославянских и местных течений.
Творчество московских иконописцев отличали изысканные пропорции, декоративность и праздничность изображений, светлый радостный колорит и гармоничная уравновешенность всей композиции.
Но к концу 16 века иконопись переживает переломный момент. Устоявшаяся классика композиции, величественность образов и простота трактовки теряют актуальность. Появляется тенденция к усложнению сюжета, красочный колорит сменяется на более плотные густые цвета землистого тона. Иносказательный смысл икон отступает становится второстепенным, вперёд выступает повествовательная линия изображения.
Петровские реформы, имели обратную сторону: спад иконописи и общий откат от значимости наследия Руси. Самобытная аутентичная иконопись стала не модной, вместо неё вторглась живопись из Европы и чужестранные тенденции в живописи.
Наш магазин работает не только как комиссионный.
Мы готовы купить вашу старинную икону и предложить за неё достойную оплату.
Прежде всего мы купим иконы 15, 16, 17, 18 и 19 века, посвящённые Спасителю, Богоматери, Николаю Чудотворцу, Святой Троице, Матроны Московской, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и любых других святых или на библейские сюжеты.
В зависимости от
o состояния вашей иконы,
o изображённого на ней сюжета,
o размера,
o материала, на чём написана икона,
o наличие оклада,
o возраста,
o техники письма и общей художественной ценности,
o авторство (наличие клейма) и
o принадлежности к какой-то определённой школы иконописи
будет складываться оценочная стоимость вашего раритета.